В христианские времена это растение называлось Hexenkraut (ведьмин корень), Unhold Wurzel (корень монстра) или яблоко Сатаны. Его настолько ценили, как панацею, что называли Artz-wurzel (доктор-корень). Шарлатаны вырезали из других корней подделки и продавали по высоким ценам. В XVI в. мудрую женщину или ведьму называли Alraunderberin – Хозяйка мандрагоры. Головин (1973, с. 33) говорит об этих женщинах и ссылается на различные примеры из XV века и далее, когда женщины были казнены за использование мандрагоры в магии. Хранившие мандрагору у себя дома получали информацию о скрытых связях между прошлым и будущим.
На севере Германии, в Винхаузене, в женском монастыре под стулом на хорах была найдена завернутая в тряпицу мандрагора в очень маленькой коробочке. Историк искусства Хорст Аппун объясняет, что подобные запрещенные вещи спокойно можно было принести в жертву в таком священном месте.
► БЕЛЕНА (Hyoscyamus spp.)
Хильдегарда Бингенская упоминает масло белены в качестве ингредиента для ванн, которые принимали как средство от лепры.
Белена лишь изредка появляется на изображениях ведьм, хотя в литературе нередко на нее ссылаются, как на компонент ведьминых напитков и мазей.
► ЧЕРТОПОЛОХ (Carduus spp)
Благодаря тому, что дождевая вода скапливается у основания листьев чертополоха, примыкающая к стеблям, эти колючие луговые растения, которых существует три вида и множество разновидностей, были известны в античности как Labrum Veneris или “Ванна Венеры” (Так же это название переводят как “Губы Венеры”).
Из-за своих колючек чертополох является символом всего неблагоприятного и соответствующих этому обстоятельств. Так, чертополох служил знаком лени, хвори или порчи, хотя при этом считалось, что его колючки защищают от демонов и ведьм. Если это растение повесить в сарае, чертополох защитит от черной магии.
В искусстве чертополох можно найти на изображениях ведьм, а так же на изображениях бегства в Египет, где чертополох символизирует спасение душ.
► КРАПИВА (Urtica spp.)
Конрад Мегенбергский писал, что крапива будет страсть. Так, Альбрехт Альтдорфер логично поместил это растние на изображение Сусанны в купальне, где двое сладострастных мужчин подглядывают за Сусанной из укрытия. Крапива играла важную роль на изображениях ведьм, поскольку это растение воплощало дикую природу и плевелы.
Есть еще одно растение, которое называют крапивой – точнее, глухой крапивой, – но оно принадлежит к другому роду. Научное название глухой крапивы – Lamium album (Яснотка белая) – происходит от латинского слова “ведьма”, а сама эта трава появляется на Изенгеймском алтаре, созданном Матиасом Грюневальдом, в качестве одного из компонентов, которые переработали в средство от огня святого Антония.
► БОРЕЦ КЛОБУЧКОВЫЙ или АКОНИТ (Aconitum napellus L.)
Народное название этого растения, вероятно, вызвано сходством цветка с монашеским клобуком или рыцарским шлемом, как его еще называют. В немецком языке народные названия включают Stumhut (колпак от грозы), Eisenhut (железный колпак). Однако можно так же обнаружить и имя египетской богини Исиды в книге Иеронима Бока 1539г, где есть изображение под названием Isenhütlin (маленький железный колпачок). Божественные и небесные ассоциации присутствуют и в южноавстрийских названиях: Himmelmutterschlapfen (туфелька матери небесной) и Venuswägelchen (маленькая колесница Венеры) – которые Марцелл обнаружил в прилегающих регионах. Французы тоже вспоминают о Венере, когда смотрят на это ядовитое растение с синими цветами, и зовут его “char de Venus” – колесница Венеры (Голик, 1994, с.14).
В древнем Египте это растение принадлежало Исиде, которая обладала знаниями о лекарственных травах. Культы Исиды в Южной Германии действовали до принятия христианства. В ходе же христианизации эту богиню демонизировали и превратили в ведьму, а борец клобучковый часто стали упоминать в составе летучих мазей. Связывать лекарственное и ядовитое растение аконит с богинями, принадлежащим к различным религиям, – давняя культурная традиция.
Клаудия Мюллер-Эбелинг, “Образ ведьм.”